оттсутствует
ОГАС РАСУ
1. Исходные предпосылки (1960-1965гг)
1.1 Методология.
- В начале 60-х годов в связи с усложнением объективно-необходимых задач управления народным хозяйством в условиях НТР и возможностями информационно-вычислительной техники начались работы в нашей стране по автоматизации управления.
- В конце 1964- начале 1965гг в ГКНТ была создана комиссия во
главе с Глушковым, которая составила докладную записку в
центральные органы управления народным хозяйством с общей
концепцией создания ОГАС. По существу был разработан
предэскизный проект ОГАС, как единой системы взаимосвязанных
и взаимодействующих АСУ для всех уровней и звеньев управления
на основе ГСВЦ, объединяющей все ВЦ страны полной системой
вертикальных и горизонтальных информационных связей с
помощью каналов ОГСПД. Эта концепция обеспечивала
методологическое, техническое и организационное единство
создаваемых АСУ с целью последовательного объединения их в
единое целое – ОГАС для эффективного решения задач учета,
планирования и управления народным хозяйством на общей
информационно-программно-технической базе.
1.2. Техника.
- В начале 60-х годов на смену ЭВМ первого поколения стали
появляться машины второго поколения, позволяющие помимо
традиционных инженерных и научно-технических задач решать
задачи массовой обработки информации.
- В 1961 г. в ИК АН УССР создана первая в Союзе управляющая
ЭВМ широкого назначения «Днепр».
1.3. Организация.
- В 1963г. в ИК АН УССР под руководством В.М.Глушкова начата
Разработка первой в Союзе АСУ для предприятия с массовым характером производства и быстропротекающими процессами (система «Львов»).
1.4. Результаты.
- Критическое осмысливание отечественного и зарубежного опыта использования ЭВМ в автоматизации управления позволило сформулировать основные принципы и наметить основные пути создания АСУ в народном хозяйстве.
2. Этап становления (1966-1970гг).
2.1. Методология.
- В 1966г. на заседании СМ СССР состоялось обсуждение
предэскизного проекта ОГАС с учетом основных возражений против него. Так, по мнению ЦСУ, следовало разрабатывать ОГАС лишь для отчетно-статистических работ, а Госплан предлагал создать вначале отдельные отраслевые и ведомственные АСУ, которые в дальнейшем при необходимости будут состыкованы. В результате обсуждения системная концепция ОГАС не была принята и разработка АСУ в стране лишилась методологического, технического и организационного единства. Это привело к созданию разрозненных и малоэффективных АСУ, решающих частные внутренние задачи и не позволяющих выявить все возможности автоматизации в условиях взаимосвязанного социалистического хозяйства.
- В 1969г. с увеличением сложности управления народным
хозяйством и в связи с недостаточностью работ по автоматизации управления была вновь создана комиссия в ГКНТ под началом В.М.Глушкова для разработки новой докладной записки по созданию единой общегосударственной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством. Комиссия приняла решение вынести концепцию ОГАС в планы IX пятилетки (1971-1975гг).
2.2 Техника.
- С целью эффективного использования информационно-
вычислительной техники выдвинута впервые в ИК АН УССР
концепция интеграции автоматизированных систем обработки
экспериментальных данных, проектирования и управления предприятиями в единую комплексную АСУ.
2.3. Организация.
- В условиях дефицита и недостаточной квалификации кадров –
разработчиков АСУ была выдвинута впервые в 1967г. в ИК АН
УССР идея индустриализации создания этих систем на основе
типизации проектов и решений.
2.4. Результаты.
- Отступление от системных принципов создания АСУ, как основных
частей целого – ОГАС, привело к построению целого ряда систем с
низкими техникоэкономическими показателями, не удовлетворяющими возросшим требованиям со стороны народного хозяйства. Это вызвало настоятельную необходимость пересмотра принятого внутриведомственного подхода к созданию АСУ в направлении их методологического, технического и организационного единства на основе широкого применения типовых проектов и решений.
3. Начальный этап (1971-1975гг).
3.1 Методология.
- В 1971г. Директивами XXIVс. КПСС было предусмотрено:
«Развернуть работы по созданию и внедрению автоматизированных
систем планирования и управления отраслями, территориальными
организациями, объединениями, предприятиями, имея в виду
создать общегосударственную систему сбора и обработки
информации для учета, планирования и управления народным
хозяйством на базе государственной сети вычислительных центров и
единой автоматизированной сети связи страны». В результате
началась практическая разработка ОГАС по двум, не связанным
одной программой направлениям: создание ГСВЦ, как
общесистемной обеспечивающей базы ОГАС, и построение
отдельных функциональных звеньев этой системы (межотраслевых,
отраслевых и территориальных). В качестве функционально-
территориальных звеньев ОГАС начались также разрабатываться
республиканские автоматизированные системы.
- Научным руководителем ГСВЦ и РАС УССР был назначен
В.М.Глушков, разработавший основные методологические
принципы и подходы к созданию этих систем (см. В.М.Глушков
«Введение в АСУ», К., Техника, 1972г.). В.М.Глушков впервые
предложил подход к планированию народным хозяйством в условиях ОГАС, позволяющий сочетать программно-целевые методы с традиционными балансовыми, разработал методологию управления научно-техническим прогрессом и социальными процессами, описал достаточно полной системой экономико-математических моделей все основные звенья ОГАС (это представлено в книге В.М.Глушкова «Макроэкономические модели. Принципы построения ОГАС», которая с 1973г. находится в издательстве «Статистика»).
- В 1973г. ИК АН УССР совместно с ВНИИПОУ при ГКНТ и др. организациями разработал технико-экономическое обоснование ГСВЦ, в котором описаны и обоснованы основные этапы создания этой сети. Более детальная проработка указанных вопросов сделана в 1974г. в эскизном проекте, и в 1975г. - в техническом проекте ГСВЦ.
- В 1973г. ИК АН УССР совместно с ГлавНИИВЦ при Госплане УССР разработал также ТЗ на РАС УССР, а в 1974г. – эскизный проект этой системы, в котором определены основные принципиальные основы создания ее информационно-программно-технического обеспечения, сформулированы требования со стороны системы к межотраслевым, отраслевым и территориальным звеньям.
3.2. Техника.
- В 1972г. начался выпуск первых в Союзе ЭВМ третьего поколения
ЕС ЭВМ, предназначенных для широкого использования в различных областях народного хозяйства. В создании этих машин принимали участие различные коллективы специалистов научно-исследовательских учреждений и предприятий стран-участниц СЭВ – Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР и Чехословакии.
3.3 Организация.
- В начале 70-х годов по инициативе ИК АН УССР начали появляться
специальные организации (типа «Каскад» в 1973г.) для индустриального внедрения типовых проектов и решений АСУ на различных уровнях народного хозяйства.
- В 1972г. создана головная организация в области проведения
научно-исследовательских работ по совершенствованию управления
отраслями народного хозяйства в целом – ВНИИПОУ при ГКНТ под
научным руководством В.М.Глушкова.
- Для координации и научно-методического руководства работами по
созданию РАС УССР в 1974г. при научном руководителе этой
системы создан Совет главных конструкторов АСУ в народном
хозяйстве республики.
- С участием ведущих ученых ИК АН УССР начал учебную работу
Ин-т управления народным хозяйством для переподготовки и
Повышения квалификации руководящих работников в области
экономико-математических методов и электронных систем
обработки данных.
3.4. Результаты.
- По предварительным данным отчисления в народное хозяйство за
счет АСУ составляют в IX пятилетке ~ 1,5 млрд. руб.
- В связи c резким увеличением программы создания АСУ, выдвинутой XXIVс. КПСС на IX пятилетку (до 2600шт.) и не подкрепленной достаточными организационными мероприятиями (дефицит кадров и отсутствие заказчика по ОГАС и РАС на высшем уровне управления), а также материально-техническими условиями (отсутствие экспериментально-методической базы типового проектирования составных элементов ОГАС и РАС), эффективность этих работ была по-прежнему низкой. Это требует дополнительного к ним внимания со стороны высших органов управления.
4. Проблемы и перспективы развития.
4.1. Методология.
- Разработка систем взаимосвязанных и взаимодействующих
экономико-математических моделей, отображающих все звенья
народного хозяйства и обеспечивающих сочетание целевых методов
управления общественным производством, с балансовым.
- Обоснование технико-экономической и социально-организационной
Эффективности создания и функционирования ОГАС и РАС.
- Разработка программно-целевых методов создания ОГАС и РАС.
- Создание единой концепции ОГАС с учетом стыковки с АСУ социалистических и других стран.
4.2 Техника.
- Разработка и освоение в промышленном производстве новых
поколений ЭВМ, допускающих объединение в многомашинные комплексы и осуществляющих решение задач в режиме дистанционного и коллективного использования мощностей.
- Разработка программно-технических средств связи между ЭВМ для
их взаимодействия в рамках РСВЦ
- Создание ЗУ сверхбольшой емкости, допускающих оперативный
поиск и выдачу информации в автоматизированных банках данных.
- Создание общегосударственного и республиканских фондов
алгоритмов и программ.
4.3. Организация.
- Совершенствование структуры управления народным хозяйством в
соответствии с требованиями и возможностями ОГАС и РАС.
- Создание специального межведомственного органа, ответственного
за создание, эксплуатацию и модернизацию ОГАС на индустриальной основе.
- Подготовка кадров для проектирования, внедрения и эксплуатации
ОГАС.
4.4. Результаты.
- Создание ОГАС обеспечит наиболее полную реализацию всех
преимуществ плановой социалистической системы хозяйствования в соревновании с капиталистической.
17.1.76.