Глушкова В.В., Карпец Э.П.
ОГАС
Глушкова В.В., Карпец Э.П. г. Киев keleonora@ukr.net
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КАК РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ДИСПЛАНА
Основой эффективной бюджетообразующей деятельностилюбого государства, предприятия, отрасли является процесс разработки годовых, среднесрочныхи долгосрочных прогнозов на базе современных технологий и адекватного математического аппарата. Еще в 1973 г. В.М. Глушковым в рамках разработки и создания ОГАС (Общегосударственной автоматизированной системы) была предложена диалоговая система планирования ДИСПЛАН. Эта система позволяла производить быструю корректировку и эффективную оптимизацию межотраслевых балансов, соединяла балансовые методы с методами программно-целевого управления.Именно в ДИСПЛАНе были заложены общие методы и принципы государственного планирования и корректировки управленческой деятельности в режиме реального времени. Главным было то, что система являлась не простым придатком к существовавшей в то время технологии планирования, а принципиально новой технологией планирования, охватывающей все его важнейшие разделы. По замыслу В.М.ГлушковаДИСПЛАН должен был стать «ядром новой технологии всего планирования (а не только межотраслевых балансов)» [1]. Основные характеристикисистемы ДИСПЛАН: 1.Принципиальным отличием ДИСПЛАНа от существовавшей на то время системы планирования было и то, что вся информация в системе должна была быть представлена в электронном, т.е. безбумажном виде, а работа по составлению, балансировке, корректировке и оптимизации планов должна была осуществлятьсяв режиме реального времени. 70 2.В качестве одной из основных задач, поставленных перед ОГАС в то время, постулировалась задача автоматизированного взаимодействия органов территориального и отраслевого управления (через соответствующие АСУ), с тем, чтобы планы отраслевого и территориального развития оставались постоянно взаимоувязанными. Система ДИСПЛАН позволяла это делать [1]. 3.Усилия по балансировке направлялись в первую очередь на максимальные дефициты, пока в результате этих усилий они не становились меньше других дефицитных ресурсов [2]. 4.Целенаправленноеформирование и включение в план предложений, направленных на его улучшение,составляло сутьпрактической оптимизации плана. Термин «практическая»подчеркивает, что в процессе оптимизации вырабатывались не только абстрактные рекомендации, но и конкретные мероприятия, связанные с конкретными исполнителями [2]. 5.Описанная методика, могла быть применена не только для развития любой территории (республики, области или экономического района), но также при разработке проектов различной сложности и целевых программ. 6.ДИСПЛАН позволял вести непрерывное планирование. Непрерывность планирования давала возможность учитывать новые тенденции в экономике, бурный рост научно-технического прогресса, а также различные форс-мажоры. После поступления новых данных в систему прогнозы тут же пересчитывались, а планы изменялись [2]. 7.ДИСПЛАН являлся не статической, а динамической моделью.Однако, в отличие от классических динамических моделей, развертывающих экономику последовательно период за периодом, в ДИСПЛАНе используется подход ¨C проекция динамики в статику[1]. Благодаря такому подходу значительно сокращалось число шагов в процессе оптимизации, и, самое главное давало возможность использовать системный подход к оптимизации реальных планов со всей необходимой глубиной детализации(вплоть до отдельных предприятий и цехов). Основным инструментом проекции динамики в статику была многоуровневая система агрегации нормативов, начинающаяся с предприятий и институтов и заканчивающаяся на уровне сводного плана по территории, отрасли или целевой программе[2]. 8.Внедрение этой системы выявило необходимость большой подготовительной работы по созданию достоверной нормативной базы. ДИСПЛАН предполагал повышенные требования к достоверности, поступающей в систему информации [2]. Практическое использование балансового прогнозирования в условиях рыночных трансформаций существенно усложняется, поскольку обусловлено моделированием деятельности значительно большего количества экономических структур (агентов),функционирование которых определено не только институциональными основами, но и рыночными механизмами в кризисных условиях. С целью усовершенствования моделирования макроэкономических показателей на базе математического аппарата таблиц затраты-выпуск (ТЗВ) в Институте кибернетики НАН Украины предложено использовать эконометрическую модель ТВВ с расширенными функциональными возможностями [4]. В традиционной схеме ТЗВ, не находит адекватного освещения тот факт, что выбор направлений экономической политики происходит в результате реакции правительства на изменение циклических факторов роста, чем вполне игнорируются 71 обратные связи, а сценарные блоки, формирующие совокупность экзогенных переменных, обосновываются сугубо политическими гипотезами. Вследствие предложенного расширения рамок построения ТЗВ за счет введения дополнительных факторов, которые не включались ранее в число эндогенных переменных, появляются условия для выявления и описания в объекте моделирования прямых и обратных связей, которые замыкают цепи регулирования. При этом внутри модели (эндогенно) учитываются те экономические характеристики, которые в той или иной степени отражают процесс принятия решений в общегосударственном масштабе и государственного регулирования - элементы государственных расходов, переменные, выражающие налоговые и кредитно- денежные отношения и т.д. При классической постановке задачи эти показатели рассчитываются (или задаются) вне модели. Второй особенностью предложенной модели является рассмотрение связей между показателями ТВВ как статистических зависимостей, что при формализации решения задачи приводит к эконометрической трактовки модели. Это позволяет учитывать вероятностный характер и закономерности формирования экономических процессов через эконометрическое исследование и расчет коэффициентов прямых материальных затрат внутри модели [4]. Выводы. Расширение числа эндогенных показателей модели ТЗВ и эконометрический подход к прогнозированию межсекторальных потоков позволяет усовершенствовать бюджетное прогнозирование с учетом как усложнения структуры экономических взаимосвязей, так и воздействия дисбалансных процессов различного уровня.
Список источников
1.Глушков В.М. ДИСПЛАН ¨C новая технология планирования//Управляющие системы и машины. ¨C 1980. - №6. ¨C с. 5-11. 2.Глушков В.М. Управление научно-техническим прогрессом // Плановое хозяйство. ¨C 1980. -№6. ¨C с. 46-54 3.Глушков В.М. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС.¨C М.: «Статистика», 1975. ¨C 160 с. 4.Прогнозування бюджетних показників на базі економетричної моделі таблиць Витрати-Випуск //Інформаційно-аналітичне супроводження бюджетного процесу (за ред. Довгого С.О.,Сергієнко І.В.)/ монографія. - К.: Ін-т телекомун. і глоб. інформ. просторуНАНУ, 2013. - С. 387- 397.