Капитонова Ю.В, Летичевский А.А.
В.М.Глушков посвятил развитию направлений и решению задач кибернетики всю свою жизнь. Им был высказан ряд парадигм, которые легли в основу крупных научных направлений. В рамках каждой парадигмы определен ряд концептуальных идей, которые составляют их содержание.
Понятие "парадигма" достаточно новое, поэтому прежде чем перейти к рассмотрению "парадигм Глушкова", дадим краткое пояснение этого термина.
За последние столетия наука добилась поразительных успехов. История её развития может показаться линейным поступательным движением от незнания к знанию, к абсолютной, незыблемой истине. Однако это далеко не так. Эволюция человеческого знания скорее напоминает восхождение по спирали или лестнице с огромными ступенями. Это восхождение происходит не плавно, а рывками, путём революционных изменений во взглядах на фундаментальные законы Вселенной. Каждой ступени соответствует два периода. Один из них - революционный, соответствующий подъёму на новую ступень, характеризуется радикальными изменениями во взглядах, а второй - поступательный представляет собой развитие науки в рамках общепринятых представлений. В процессе революционного периода старые взгляды пересматриваются, некоторые из них отменяются, а вместо них формируются новые взгляды, которые выражаются в виде определённых утверждений - парадигм. Впервые идея революционного характера развития науки была высказана Куном.
Парадигма часто выглядит как простая, элегантная и правдоподобная концептуализация данных, на основании которой возможно объяснение большей части наблюдаемых фактов. Она выражает некоторое убеждение, критерий ценности, технический приём, разделяемый и применяемый членами определённого научного общества. Некоторые парадигмы имеют философскую природу. Они общи и всеохватны. Другие парадигмы руководят научным мышлением в довольно специфических, ограниченных областях исследований. Поэтому одни парадигмы обязательны, например, для всех естественных наук, а другие лишь для отдельных их направлений. Парадигма столь же существенна для науки, как наблюдение и эксперимент.
После того, как парадигмы сформированы и начинается период поступательного развития науки, большинство известных фактов, как правило, находят объяснение в рамках принятых парадигм. Однако в процессе исследований и наблюдений неминуемо обнаруживаются такие феномены, которые не находят своего объяснения. Их становится всё больше и больше, а пытливый ум человека не может мириться с тайнами. Он ищет объяснения и приходит к необходимости смены существующих парадигм. Так назревает новая революция и подъём на новую ступень развития знаний. Скачкообразный характер движения познания отражает его сложность.
Изучая отдельные парадигмы, часто не предоставляется возможным учитывать все разнообразие конкретного явления, невозможно провести все возможные эксперименты. Учёным приходится накладывать искусственные ограничения, выбор которых определяется принятыми парадигмами. Таким образом, парадигмы несут в себе не только познавательный, но и утверждающий характер и поэтому существенно влияют на процесс развития науки, ускоряя или замедляя его. В дополнение к тому, что они являются утверждениями о природе реальности, они также определяют разрешенные проблемные поля, устанавливают допустимые методы и набор стандартных решений. Когда парадигму принимает большая часть научного сообщества, она становится нормативной точкой зрения и инструментом - мощным катализатором научного прогресса.
Наблюдаемые явления и факты не только объясняются, но, ставится цепочка опытов, ведутся целенаправленные исследования. Таким образом, парадигма имеет: объяснительный и нормативный аспекты.
Парадигмы генерируются конкретными людьми, призвание которых состоит в том, чтобы не только сформулировать парадигму, но и сделать её достоянием общественности. Для этого учёный должен обладать силой убеждения и большой настойчивостью, доходящей до одержимости, в доказательстве своей правоты. Таких людей было мало. Их принято называть гениями. Гением, например, был Ньютон. Он высказал три внешне очень простые утверждения: "существует гравитация", "действие равно противодействию" и "ускорение падающего тела прямо пропорционально его массе и пройденному расстоянию". Но на этих утверждениях была построена традиционная физика.
Так и парадигмы В.М.Глушкова во многом определили дальнейшее развитие кибернетики.
Семь парадигм В.М. Глушкова:
- Самоорганизация и самосовершенствование - путь для построения кибернетических систем
- Математизация проектирования ЭВМ
- Исчисления и вычисления - новая парадигма проектирования свойств кибернетических систем
- Безбумажная информатика - новый этап взаимодействия человека c компьютерной средой
- Повышение внутреннего интеллекта ЭВМ - средство их совершенствования
- Согласованная реализация экономических моделей - путь совершенствования экономических систем
- Искусственный интеллект, как дополнительный способ выживания
Концептуальные идеи и понятия, составляющие сущность парадигм:
1. Дискретный преобразователь,
2. Мера самоорганизации,
3. Cамоорганизующаяся и самонастраивающаяся системы,
4. Гносеологическая природа информационного моделирования,
5. Идеи по математическому распознаванию образов,
6. Развитие понятия "автомат",
7. Абстрактный и структурный автоматы,
8. Канонический метод синтеза,
9. Алгебра алгоритмов,
10. Периодически - определенные преобразования на регистрах,
11. Языки для представления данных об устройствах,
12. Математизация программирования доказательств,
13. Дедуктивные построения,
14. Алгоритм очевидности,
15. Создание новых образцов вычислительной техники,
16. Сети ЭВМ,
17. Система голосования,
18. Введение безналичного расчета,
19. Прогнозирование по экспертным оценкам,
20. Оптимизация макроэкономических моделей,
21. Бессмертие.
В.М.Глушков, формулируя свои парадигмы и концептуальные идеи в области кибернетики, превратил кибернетику в науку с развитой теоретической базой и рядом первоочередных практических задач, которые обеспечили быстрые темпы её развития. Их ценность и оригинальность состоит в том, что они, сохраняя точность и сжатость математических теорий, позволяют формулировать и решать практические задачи.